Мегаполис без смога: Москва успешно решает экологические вопросы
Мегаполис без смога: Москва успешно решает экологические вопросы. Фото: М. Денисов mos.ru
Осенью один из крупнейших аналитических сервисов выяснил отношение жителей столицы к экологии города, опросив 1500 респондентов.
По статистике почти половина жителей Москвы считают экологическую обстановку в столице нормальной — 46 процентов. Число тех, кто разделяет эту позицию, увеличивается с каждым годом. Так, в 2011 году экологию своего города называли удовлетворительной лишь 19 процентов москвичей, в 2014-м — уже 22 процента москвичей. А еще через шесть лет число таких людей выросло в два с лишним раза! Растет и количество респондентов, называющих экологическую обстановку в своем городе хорошей: если в 2011 году так считал лишь один процент москвичей, то сегодня в хорошей экологии уверены уже 11 процентов. Впрочем, каждый третий москвич — 32 процента опрошенных — оценивает экологическую обстановку в своем городе как плохую.
О том, что удалось сделать столице в экологической сфере, а что еще только предстоит, узнала у экспертов газета «Вечерняя Москва».
Дышать легче
Что касается воздуха, то да, он далек от идеального, но состояние атмосферы улучшается. В этом убежден директор природоохранных программ Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Роман Пукалов.
— Воздух 2000-х годов и воздух 2020 года — не сравнить, — убежден эксперт. — Сейчас об этом забыли, но ведь по Москве тогда вовсю ездили фуры, заправленные в регионах не пойми каким топливом. И выхлоп они давали просто ужасный. Теперь движение фур по городу запрещено. Плюс, вспомните, у нас с 2016 года реализуется бензин стандарта «Евро-5», дающий при сгорании куда боле чистый выхлоп, чем даже «Евро-4».
Москва стала первым городом в России, который перешел на новые экологические стандарты топлива. В этом вопросе столице активно помог Московский нефтеперерабатывающий завод, который с 2013 года перешел на выпуск топлива Евро-5. Это случилось на 3 года раньше требований, установленных законодательством. Перевод московского транспорта на топливо экологического класса Евро-5 позволил при значительном росте автопарка Москвы снизить воздействие на окружающую среду от автомобилей на 35%.
Рельсы против машин
Урбанист Григорий Мельник уверен: заботиться о чистоте воздуха нужно, решая транспортную проблему.
— Москва занимает одно из первых мест в мире по темпам строительства метро. А подземка — это еще и экологический проект, — рассуждает эксперт. — Простой пример. Еще несколько лет назад конечной станцией Замоскворецкой линии на севере Москвы был «Речной вокзал». И каждый день к нему ехали сотни автобусов и маршруток из Химок и Долгопрудного. Тысячи автомобилистов из области старались оставить машину где-то недалеко от метро. В итоге весь Левобережный район, по которому областной транспорт двигался к «Речному вокзалу», испытывал дополнительную нагрузку на дороги, а его жители — на легкие. И вот Замоскворецкую линию продлили почти до МКАД. Теперь большая часть областного потока едет к станции «Ховрино» и не колесит по Москве. Конечно, это хорошо. Автовыхлопы не попадают в московский воздух. И таких примеров очень много, ведь метро пришло в Жулебино, Митино, Бескудниково, Зябликово, Новую Москву. В итоге огромные потоки транспорта — и личного, и общественного, заезжающие вглубь столицы, чтобы доставить людей к конечной станции метро, резко снизились. Горожане, как видно, это почувствовали.
Модернизация объектов городского хозяйства
Воздух в Москве стал чище в том числе благодаря реконструкции крупнейших предприятий. Так, например, Московский нефтеперерабатывающий завод провел комплексную модернизацию, в результате чего воздействие на окружающую среду снижено более чем в четыре раза. Модернизированы и Курьяновские очистные сооружения, что в Печатниках. Интенсивность запаха, на который многие годы жаловались жители этого и соседних районов, существенно снизилась.
Эксперты отдельно отмечают озеленение дворов и широких магистралей в центре — например, Тверской.
— Листья деревьев впитывают часть выхлопных газов и примерно половину мелкодисперсной пыли, — пояснил Роман Пукалов.