Горячая линия для читателей
Издатель:

ООО «Издательский дом «Звездный бульвар» (117246, Москва, проезд Научный, дом 19, эт. 2, ком. 6Д, оф. 76)
Главный редактор издательского дома: Сорокин Ю.А.
Генеральный директор: Латышев А.И.
Первый заместитель главного редактора: Ильина Е.Ю.
Заместители главного редактора: Мироненко Ю.А., Невский Ю.И., Харо Е.Ю.


Телефон редакции: +7 (903) 796-00-86
Электронная почта:
v.denisenkova@zbulvar.ru
Главный редактор:

Денисенкова Виолетта Сергеевна


25 Янв 2021 в 14:05
Богородское

Новые разъяснения опубликовала прокуратура Восточного округа

С 1 января 2021 года дела о нарушениях законодательства о рекламе рассматривают по новым правилам

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1922 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

По сравнению с действующими положениями есть ряд изменений.

Одно из новшеств касается подведомственности дел по распространению рекламы по сетям электросвязи без согласия абонента или адресата. Эти дела будут рассматривать по месту нахождения или жительства того, кто подал заявление о нарушении. Сейчас такого правила нет, а большинство дел рассматривают по месту нахождения или жительства предполагаемого нарушителя.

Уведомлять о том, что заявление перенаправлено в другой антимонопольный орган (с указанием информации о нем) будут в течение 10 рабочих дней. Сейчас уведомляют в месячный срок.

Направлять участникам дела копии решений и определений антимонопольный орган будет в течение 3 дней со дня их принятия. Сейчас срок не установлен.

Вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации вступило в силу с 01.01.2021.

Прокуратура Восточного административного округа разъясняет

С 1 января 2021 года введены в действие Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов и правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений

Приказом Минприроды России от 28.07.2020 № 496 утверждены Правила заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов представляют собой предпринимательскую деятельность, связанную с изъятием, хранением и вывозом соответствующих лесных ресурсов из леса.

К недревесным лесным ресурсам относятся пни, береста, кора деревьев и кустарников, хворост, валежник, веточный корм, еловая, пихтовая, сосновая лапы, ели или деревья других хвойных пород для новогодних праздников, мох, лесная подстилка, камыш, тростник и подобные лесные ресурсы.

Граждане, юридические лица осуществляют заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов на основании договоров аренды лесных участков.

Заготовленные недревесные лесные ресурсы являются собственностью лесопользователя, которому лесной участок передан для использования лесов для заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов.

В случае заключения с лесопользователем договора купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков для осуществления заготовки елей или деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами право собственности на такие заготовленные недревесные лесные ресурсы принадлежит лицам, с которыми заключены соответствующие договоры купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков.

Приказом Минприроды России от 28.07.2020 № 497 утверждены Правила использования лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений.

Правила распространяются на все лесные районы Российской Федерации.
Выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с получением плодов, ягод, декоративных растений, лекарственных растений и подобных лесных ресурсов.

Использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений осуществляется в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества.

Выращенные лесные плодовые, ягодные, декоративные растения, лекарственные растения являются собственностью арендатора лесного участка.

Приводятся права и обязанности лиц, осуществляющих использование лесов для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений, а также требования к использованию лесов для указанных целей.

Настоящие правила вступили в силу с 1 января 2021 года.

Первый заместитель прокурора ВАО Павел Желудков разъясняет

Об особенностях проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений, а также прерывать предоставление услуг связи в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью лица, а также угрозы государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

Одним из таких мероприятий является обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Приказом МВД РФ от 01.04.2014 № 199 утверждена «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации гласного оперативно-розыскного мероприятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств и Перечня должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных издавать распоряжения о проведении гласного, оперативно-розыскного мероприятия, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств».

Перед началом обследования представителю юридического лица либо физическому лицу предъявляется для ознакомления распоряжение о проведении обследования, копия которого вручается ему под роспись.

В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в обследовании лица предупреждаются об этом до начала его проведения.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия к участию в изъятии привлекаются с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

При проведении обследования подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также иные предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Вместе с тем, при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого они были изъяты, о чем делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

В случае, если на месте проведения обследования невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, сотрудник, осуществляющий изъятие, передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти рабочих дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.

В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления.

Результаты изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения, оформляются протоколом, который предъявляется для ознакомления всем лицам, участвовавшим в обследовании. При этом указанным лицам разъясняется их право делать подлежащие внесению в протокол замечания о его дополнении и уточнении, в том числе и собственноручно. После подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах.

Заместитель прокурора ВАО Дамир Сабитов разъясняет

Утверждено Положение о государственной системе сбора и анализа уголовно-правовой статистики.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2020 № 2113 утверждено Положение о государственной автоматизированной системе правовой статистики. Им урегулированы вопросы создания и функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики.

Данный ресурс предназначен для сбора, обработки, хранения и использования первичных статданных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре.

Определены структура и основные функции системы, участники информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы взаимодействия с другими информресурсами, в т. ч. с использованием СМЭВ, условия доступа к информации, содержащейся в системе.

Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Прокурор ВАО Виктор Савицкий разъясняет

О лицах, имеющих право представлять потерпевшего в уголовном судопроизводстве.

Потерпевший относится к участникам уголовного процесса со стороны обвинения. Помимо него, обвинение на стадии предварительного расследования поддерживает дознаватель или следователь, в суде — прокурор.

Должностные лица со стороны обвинения являются гарантами защиты прав потерпевших, так как они в силу своих профессиональных обязанностей должны способствовать раскрытию и расследованию преступления, восстановлению нарушенных в результате совершения преступления прав и свобод потерпевшего.

Представителями потерпевшего могут выступать не только адвокаты, но и иные лица, способные оказывать им квалифицированную юридическую помощь (ч. 1 ст. 45 УПК РФ).

В качестве представителя потерпевшего может быть допущен один из близких родственников потерпевшего или иное лицо, о допуске которого ходатайствует потерпевший, например, юрист, не обладающий статусом адвоката.

Согласно ч. 1 ст. 45 УПК РФ в качестве представителя юридического лица, признанного гражданским истцом по уголовному делу, допускаются адвокаты, а также иные лица, правомочные в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации представлять его интересы (например, лицо, которое в силу закона, иного правового акта или учредительного документа юридического лица уполномочено выступать от его имени).

Для защиты прав и законных интересов несовершеннолетних потерпевших к обязательному участию в уголовном деле привлекаются их законные представители (родители, опекуны, а в случаи их отсутствия — представитель органа опеки).

Заместитель прокурора ВАО Дамир Сабитов разъясняет

О проведении проверок Росстандартом.

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Борисова Ю.И. до июля 2021 года продлен срок исполнения его поручения от 28.05.2020 № ЮБ-П9-5773, в рамках которого Росстандартом проводятся внеплановые выездные проверки конструктивной безопасности автобусов и грузовой техники.

Напоминаем, что согласно частям 2,5 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные мероприятия, проводимые органами государственного контроля (надзора) в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, предварительному согласованию с органами прокуратуры не подлежат.

Первый заместитель прокурора ВАО Павел Желудков разъясняет

Частный обвинитель в уголовно-процессуальном законодательстве Российской Федерации.

Уголовно — процессуальный кодекс (далее — УПК РФ) предусматривает обязательное участие в слушании по любому уголовному делу обвинителя — государственного или частного.

Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве по уголовным делам частного обвинения, если уголовное дело возбуждено с согласия прокурора.

Понятие частного обвинителя раскрыто в части 1 статьи 43 УПК РФ, согласно которой им является лицо, подавшее заявление в суд по уголовному делу частного обвинения в порядке, установленном статьей 318 УПК РФ, о возбуждении уголовного дела частного обвинения и поддерживающее данное обвинение в суде.

К делам частного обвинения часть 2 статьи 20 УПК РФ относит уголовные дела о преступлениях, предусмотренных частью 1 статьи 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью), частью 1 статьи 116 (побои), частью 1 статьи 129 (клевета без квалифицирующих признаков) и статьей 130 (оскорбление) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основные особенности производства по данным уголовным делам состоят в том, что они возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего или его законного представителя, подлежат обязательному прекращению в случае примирения потерпевшего с обвиняемым, предварительное расследование по данным делам соответствующими органами дознания и следствия законом не предусмотрено, и рассматриваются они мировым судьями в особой процессуальной форме, предусмотренной статьями 318, 319 и 321 УПК РФ.

Особенности производства по делам частного обвинения обусловлены тем, что степень общественной опасности указанных преступлений невелика, при этом, их объектом выступают частные интересы лица, права и законные интересы которого нарушены уголовно-наказуемым деянием.

Отличия правового статуса частного обвинителя от правового статуса потерпевшего состоят в том, что закон наделяет данное лицо правом самостоятельно сформулировать обвинение и поддерживать его перед судом. Права частного обвинителя определяются частью 2 статьи 43 УПК РФ, о которой говорилось выше и ссылкой на соответствующие права государственного обвинителя, которые последний имеет в судебном разбирательстве, в соответствии с частями 4, 5 и 6 статьи 246 УПК РФ об обязательном участии обвинителя в судебном разбирательстве.

Таким образом, потерпевший по делам частного обвинения, помимо прав, предусмотренных статьей 42 УПК РФ, имеет права аналогичные правам государственного обвинителя.

Потерпевший или его законный представитель приобретают процессуальный правовой статус частного обвинителя с момента принятия мировым судьей заявления потерпевшего по делу частного обвинения в соответствии с частью 7 статьи 318 УПК РФ. Заявление частного обвинителя по своей юридической природе аналогично обвинительному акту (заключению, постановлению) и влечет предание обвиняемого суду. В случае смерти потерпевшего уголовное дело возбуждается прокурором по заявлению близкого родственника потерпевшего, при этом по делу производится предварительное расследование и судебное разбирательство в общем порядке.

Кроме того, уголовные дела о преступлениях, дела по которым по общему правилу рассматриваются в порядке частного обвинения, могут быть возбуждены руководителем следственного органа, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора и расследованы в публичном порядке также в тех случаях, когда потерпевший в силу беспомощного состояния или по иным причинам (возраст, состояние здоровья и т. п.) не может защищать свои права и законные интересы. К иным причинам относятся также случаи совершения преступления лицом, данные о котором не известны. При этом, вступление в уголовное дело прокурора не лишает стороны права на примирение.

В ходе судебного разбирательства частный обвинитель излагает свое заявление, представляет доказательства, участвует в их исследовании, заявляет ходатайства, излагает суду свое мнение по существу обвинения, о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства. Также частный обвинитель наделен правом предъявления гражданского иска о возмещении причиненного ему преступлением вреда. При этом, на частном обвинителе лежит бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подсудимого.

Кроме того, частный обвинитель может изменить обвинение, если этим не ухудшается положение подсудимого и не нарушается его право на защиту, а также вправе отказаться от обвинения и до удаления судьи в совещательную комнату примириться с обвиняемым.

Частный обвинитель принятое мировым судьей решение вправе обжаловать в апелляционной инстанции в течение 10 суток со дня вынесения судебного решения, а решение, принятое апелляционной инстанцией, — в кассационной и надзорной инстанциях в соответствии с требованием статьи 401.3 УПК РФ через суд первой инстанции.

Также частный обвинитель вправе участвовать при рассмотрении его жалоб в вышестоящем суде.

Заместитель прокурора ВАО Дамир Сабитов разъясняет

Утверждены новые критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Приказом Минстроя России от 28.08.2020 № 485/пр утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении) отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из указанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Результаты обследования технической возможности установки прибора учета соответствующего вида указываются в акте обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета.

Если собственники помещений в многоквартирном жилом доме не обеспечили установку или введение в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии такой технической возможности), плата за коммунальную услугу на общедомовые нужды рассчитывается с применением повышающих коэффициентов.

Следует учитывать, что нормы, устанавливающие повышающие коэффициенты, не должны применяться к домам, на которые не распространяются обязательные требования по установке приборов учета, к примеру, ветхим, аварийным, подлежащим сносу или капитальному ремонту.

Прокурор ВАО Виктор Савицкий разъясняет

Утвержден новый порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.

Приказом Минздрава России от 14.09.2020 № 972н утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений

С 01.01.2021 введен актуализированный порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений.

Справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в произвольной форме и могут выдаваться на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника. На бумажном носителе выдаются при личном обращении за получением указанных документов в медицинскую организацию при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В форме электронных документов выдаются пациентам или их законным представителям при личном обращении или при формировании запроса в электронной форме, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи.

Справки выдаются на основании записей в медицинской документации пациента, внесенных лечащим врачом, другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении пациента, или фельдшером, акушеркой в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, при организации оказания первичной медико-санитарной помощи, либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.

Справки могут содержать следующие сведения:
о факте обращения пациента за медицинской помощью;
об оказании пациенту медицинской помощи в медицинской организации;
о факте прохождения пациентом медицинского освидетельствования, медицинских осмотров, медицинского обследования и (или) лечения, профилактического медицинского осмотра или диспансеризации;
о наличии (отсутствии) у пациента заболевания, результатах медицинского обследования и (или) лечения;
об освобождении от посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы в связи с заболеванием, состоянием;
о наличии (отсутствии) медицинских показаний или медицинских противопоказаний для применения методов медицинского обследования и (или) лечения, санаторно-курортного лечения, посещения образовательных и иных организаций, осуществления отдельных видов деятельности, учебы;
о проведенных пациенту профилактических прививках;
о наличии (отсутствии) контакта с больными инфекционными заболеваниями;
об освобождении донора от работы в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования;
иные сведения, имеющие отношение к состоянию здоровья пациента и оказанию пациенту медицинской помощи в медицинской организации.

Сведения о выдаче пациенту справки, медицинского заключения либо их дубликатов вносятся в медицинскую документацию пациента, если иной порядок учета выдачи справок и медицинских заключений не предусмотрен законодательством Российской Федерации.

Приказ Минздрава России от 02.05.2012 № 441н, которым утвержден аналогичный порядок, признан утратившим силу.

Настоящий приказ вступил в силу с 01.01.2021 и действует до 01.01.2027.