Обучают, работают на происшествиях, помогают восстановиться: 17 психологов Департамента ГОЧСиПБ отмечают профессиональный праздник
Психологи работают в центре реабилитации пожарных и спасателей, в составе кафедры учебного центра ГО и ЧС Москвы, а также в столичном Пожарно-спасательном центре и в Московской городской поисково-спасательной службе на водных объектах.
На кафедре психологической, специальной физической подготовки и первой помощи столичного учебного центра ГО и ЧС трудятся 6 человек. Возглавляет кафедру Мария Филиппова.
Мария — специалист в области психологии чрезвычайных и экстремальных ситуаций с большим опытом педагогической и научной деятельности. За ее плечами 15 лет практической работы в системе МЧС России, участие в международных гуманитарных и федеральных спасательных операциях.
Мария Филиппова постоянно совершенствует свои навыки, получает знания в различных отраслях психологической науки. Помимо высшего образования, руководитель кафедры окончила несколько курсов дополнительного образования: «Специфика психологической коррекции при возникновении психотравм», «Основы судебной и медицинской психологии», повышение квалификации по клинической психологии и многие другие.
«Психологическая подготовка включена в программы профессиональной подготовки слушателей, — рассказывает Мария, — На наших лекциях дается материал по теме стресса и его профилактики, слушатели изучают особые состояния пострадавших и специалистов в условиях ЧС, реакции дезадаптации и приемы допсихологической помощи, особенности общения с отдельными лицами и группами людей».
Кроме того, на кафедре читают лекции по способам сохранения психического здоровья и методам управления своим состоянием.
«Для специалистов опасных профессий сложные ситуации — норма их повседневной жизни, — рассказывает Мария Филиппова. — Пожарные и спасатели отдают любимому делу „всего себя“, то есть затрачивает эмоциональные, интеллектуальные ресурсы личности, профессиональные знания и умения. Именно эти обстоятельства значительно создают предпосылки для развития синдрома профессионального выгорания. В Центре будущих пожарных и спасателей учат помогать не только пострадавшим, но и себе в условиях кризисной ситуации».
Многие преподаватели кафедры пришли в Центр, имея за плечами большой опыт в спасательном деле.
«Имея квалификацию психолога и фельдшера „лечебного дела“, я проработала спасателем-медиком более 20 лет, — рассказывает преподаватель Светлана Крылова. — Пришла в сферу преподавания чтобы делиться накопленными знаниями и навыками. Своих слушателей я учу видеть и чувствовать проблему другого человека. Если говорить о самом запоминающемся случае в моей практике, то однажды по дороге на работу я увидела мужчину, который решил спрыгнуть с моста. Я быстро сориентировалась, начала с ним разговаривать, отвлекать. Тогда я смогла удержать человека от ошибки правильными словами».
На базе учреждения работает центр реабилитации пожарных и спасателей, который занимается оказанием различных видов психологической помощи.
«Психодиагностика проводится в обязательном порядке, — рассказала специалист-психолог I квалификационной категории центра реабилитации Алевтина Крупнова. — Она позволяет не только провести оценку психоэмоционального статуса участника реабилитации, но и помогает человеку найти способы использовать сильные и слабые стороны своей личности, открыть в себе скрытые качества».
Психологическая реабилитация включает в себя также индивидуальное психологическое консультирование и психологическую коррекцию, в том числе с использованием аппаратно-программных методов.
Штатные психологи работают с пожарными и спасателями в пожарно-спасательных и аварийно-спасательных отрядах, со спасателями на воде. В обязанности специалистов психологического обеспечения входит проведение специальных тестов у кандидатов при приеме на работу для выявления личностных качеств, которыми должны обладать спасатели и пожарные. Также психологи следят за климатом в коллективах подразделений, выявляют сотрудников, имеющих предрасположенность к руководству расчетом, сменой, отрядом или станцией.
Психологи сопровождают спасателей на всех этапах деятельности, в том числе в рамках профессиональной подготовки, объясняют им, как правильно общаться с пострадавшими. При решении ситуационных задач отрабатываются различные варианты развития событий: один спасатель играет роль пострадавшего, другой оказывает ему помощь. Спасатели и пожарные должны научиться работать с людьми, переживающими горе, агрессивно настроенными пострадавшими, толпой.
«Мы наблюдаем за процессом, даем обратную связь, корректируем допущенные ошибки. После обучения спасатели знают, как себя вести и как оказывать допсихологическую помощь при происшествиях в зоне их ответственности. Зимой это чаще всего провалившиеся под лед лыжники и рыбаки, люди, упавшие с высоты на замерзший водоем, летом — отдыхающие у воды, утопающие», — рассказала Елена Евстигнеева, психолог Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах.
Спасатели регулярно проходят обследования для оценки состояния и оказания помощи. Кроме того, если у спасателя есть запрос на индивидуальную консультацию, он всегда может её получить, как по профессиональным вопросам, так и по личным.
Кроме сопровождения деятельности спасателей, психологи оказывают помощь пострадавшим и их родственникам при крупных происшествиях, таких как пожары, обрушения, взрывы, авиакатастрофы. Человек, переживающий стресс и горе, не всегда может верно интерпретировать и зафиксировать информацию о том, куда и когда необходимо прибыть для размещения, получения предметов первой необходимости, участия в мероприятиях по опознанию. Основная задача психологов — поддержать человека на всех этапах, стать «посредником» между ним и внешним миром: непосредственно на месте происшествия, в пунктах временного размещения, при обращении на горячую линию, в медицинских учреждениях.
«Профессионалы нашего дела работают не ради благодарности, а ради людей, состояние которых стараются облегчить. Мы, как и все, испытываем эмоции, работая с людьми и видя чужое горе. Эмоции в себе держать нельзя, поэтому каждый экстремальный психолог обязательно должен обращаться к „психологам психологов“ — супервизорам. Горжусь быть частью профессионального сообщества смелых, стойких и сострадающих людей!», — поделилась Елена Евстигнеева.
День психолога в России отмечается 22 ноября, в честь первого съезда Российского психологического общества. Этот праздник не носит официальный характер, однако является профессиональным для всех специалистов в области психологии.